?

Log in

No account? Create an account

Создание СМИС: проектирование и реализация

Опыт создания СМИС

Previous Entry Share Next Entry
Предотвращение аварий зданий и сооружений
ded911 wrote in project_smis
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА
ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ,
ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ И УНИКАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ
Панов Игорь Валентинович
Ведущий научный сотрудник ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт
по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях» (ФЦ), г. Москва,
кандидат военных наук

[Spoiler (click to open)]Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет основные принципы защиты населения и территорий от ЧС (ст.7). В документе установлено, что: мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС
проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС.
C целью правового и технического регулирования проведения мероприятий по организации комплексной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на критически-важных и (или) опасных объектах разработан национальный стандарт ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». Настоящий стандарт устанавливает: категории объектов, подлежащих оснащению СМИС; основные требования к построению СМИС; перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов; порядок информационного сопряжения данных от СМИС с ЕДДС города, района; порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
Разработаны также:
- методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально-опасных объектах (ПОО), зданиях и сооружениях;
- методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений;
- методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения и требования.

  Объектами контроля СМИС, а в ряде случаев и управления, являются технологические процессы, подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование, водоснабжение и канализация, электроснабжение, газоснабжение, инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта, лифтовое оборудование, система оповещения, системы охранной сигнализации и видеонаблюдения, системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически-опасных веществ, биологически-опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций
газовоздушных смесей и др., а также инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.
Номенклатура технического обеспечения СМИС включает:
1) техническое обеспечение ЕДДС муниципального образования:
1.1 сервер и АРМы ЕДДС;
1.2 комплекс средств связи СМИС ЕДДС;
2) техническое обеспечение СМИС объекта:
2.1 техническое обеспечение подсистемы мониторинга:
2.1.1 сервер информационного взаимодействия СМИС объекта и ЕДДС;
2.1.2 сервер интеграции СМИС объекта и систем жизнеобеспечения, безопасности объекта;
2.2 техническое обеспечение подсистемы СМИК объекта:
2.2.1 сервер и АРМ СМИК;
2.2.2 сеть сбора и передачи информации:
2.2.2.1 серверы локальных контроллеров;
2.2.2.2 локальные контроллеры;
2.2.2.3 измерительные пункты с датчиками контроля изменения состояния несущих конструкций:
- акселерометры;
- инклинометры;
- датчики измерения деформаций;
2.2.2.4 сетевое оборудование СМИК;
2.3 комплекс средств связи СМИС объекта и ЕДДС;
2.4 оборудование автоматической рассылки SMS сообщений.

  Для обеспечения требований надежности технического обеспечения систем мониторинга:
- используются сертифицированные промышленные компьютеры, контроллеры, датчики;
- данные мониторинга одновременно пишутся и сохраняются на нескольких дисках;
- наиболее ответственные элементы технического обеспечения систем мониторинга включаются в состав ЗИП.

  На всех анализируемых системах мониторинга для обеспечения информационного взаимодействия СМИС объекта – ЕДДС используется Программный комплекс информационного взаимодействия СМИС (ПК ИВ СМИС), входящий в состав программно-технического комплекса СМИС/СМИК (ПТК СМИС/СМИК).
  СМИК объектов оснащаются программными комплексами отечественной разработки.
  На всех объектах мониторинга используется единая система классификации и кодирования МЧС России. Все объектовые системы мониторинга сопрягаются с ЕДДС (ЕСОДУ) по технологии частных корпоративных сетей (VPN) с использованием для передачи информации стека протоколов TCP/IP.
  Следует отметить, что в настоящее время, по разработанной МЧС России технологии, и в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 разработано уже более 100 проектов СМИС, которые в ближайшее время будут воплощены в виде действующих систем, работающих в рамках единой дежурно-диспетчерской службы.
  В настоящее время спроектированы и реализованы по разработанной под руководством МЧС России технологии создания СМИС (в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12-2005), а именно:
- система мониторинга состояния инженерно-технических, несущих конструкций (СМИК) Дворца спорта «Мегаспорт», г.Москва
(2007-2009 гг.);
- СМИС РТС Чертаново; тоннельного комплекса Лефортово;
- автоматизированная система мониторинга деформационного состояния конструкций административного здания с офисными зданиями и подземным паркингом на земельном участке, г.Санкт-Петербург (2008-2009 гг.);
- СМИС, СМИК Комплекса зданий и сооружений морского пассажирского терминала, г.Санкт-Петербург (2009 г.);
- СМИС промышленного комплекса ОАО «КУЙБЫШЕВАЗОТ» (2009 г.).
  В ходе эксплуатации указанные системы в режиме реального времени автоматически осуществляют передачу предупреждающих сообщений на основе данных мониторинга параметров состояния зданий и сооружений, оборудования систем жизнеобеспечения и безопасности, а также от систем оповещения о пожаре, химической опасности, загазованности и др.
  Функционирование систем мониторинга состояния зданий и сооружений и оборудования потенциально опасных объектов осуществляется независимо от служб эксплуатации. Получателями информации СМИС, СМИК, ЕСМ КВ и ПОО явля-
ются дежурно-диспетчерские службы объектов мониторинга и пунктов ЕДДС (ЕСОДУ) – органы муниципального и объектового уровня РСЧС. При этом автоматически регистрируются в базах данных объекта и ЕДДС инциденты, происходящие с объектами и на объектах.
  На рассмотренных объектах автоматически осуществляется периодический контроль работоспособности оборудования систем мониторинга и дееспособности дежурного персонала объекта. При выявлении нарушений осуществляется автоматическое ин-
формирование ЕДДС муниципального образования, руководящего состава объекта. Ряд систем мониторинга кроме передачи текстовых сообщений обеспечивают передачу видео с места нарушения в режиме реального времени.
  Действия органов муниципального и объектового уровня РСЧС, их взаимодействие при получении сообщений от объектовых систем мониторинга регламентируются согласованными документами (регламентами).
  В случае поступления от систем мониторинга объекта предупредительной информации, свидетельствующей о возможности развития чрезвычайной ситуации, регламентами предусмотрено проведение эвакуационных мероприятий.
  В случае поступления от систем мониторинга объекта предупредительной информации, свидетельствующей о нарушении нормальной эксплуатации, предаварийном изменении состояния инженерно-технических, несущих конструкций, регламентами предусматривается проведение соответствующих мероприятий по устранению причин нарушений и/или обследованию конструкций с выдачей заключений о их техническом состоянии и предложений по их усилению.
  За анализируемый период времени по данным, полученным от рассмотренных систем на объектах мониторинга, чрезвычайных ситуаций не произошло, аварий инженерных систем и пожаров, нарушений режима доступа не зарегистрировано. Регистрировались сообщения о нарушении работоспособности систем жизнеобеспечения и безопасности при проведении регламентных работ.
  Обслуживающий персонал объектов мониторинга прошел обучение по пользованию системами мониторинга с принятием зачета. Часть персонала прошла обучение по программе дополнительного профессионального образования «Системы безопасности и жизнеобеспечения. Структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами критически важных для национальной безопасности и потенциально опасных объектов, зданий и сооружений», утвержденной в МЧС России.
  Для обеспечения связи объектовых систем мониторинга и ЕДДС муниципального образования при реализации технических условий сопряжения в различных регионах привлекаются от одного до четырех операторов связи.

  Вместе с тем принятие действующей редакции Градостроительного кодекса РФ существенно сузило круг объектов, для которых необходима разработка ИТМ ГОЧС как отдельного раздела (в соответствии с частями 12 и 14 ст.48). Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна содержать проектная документация? лишь объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных ус-
тановок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, особо опасных, nехнически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности. При этом объекты, не относящиеся к указанным категориям, но обладающие высокой культурной, научной ценностью (как например, Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека им.В.И.Ленина и т.д.), расположенные на территории или в непосредственной близости объектов историко-культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и объектов или оказывающие на них
влияние, являющие собой места массового скопления людей, также нуждаются в разработке соответствующих инженерно-технических мероприятий, в том числе и создании СМИС.
  Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой разработка мероприятий по предупреждению ЧС в составе проектной документации критически важных для национальной безопасности объектов и потенциально опасных объектов осуществляется практически в добровольном порядке. Указанное положение дел приводит к тому, что объекты, представляющие потенциальную опасность для населения и территорий РФ, проектируются без учета требований по предупреждению ЧС, что способствует повышению риска возникновения ЧС.
  Таким образом, существующая нормативная база не в полной мере соответствует современным требованиям, предъявляемым к системам мониторинга ПОО, и требует дальнейшего развития.
  В 2010 г. планируется утвердить подготовленный МЧС России проект федерального закона (технический регламент) «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Технический регламент, в частности, установит обязательные для исполнения требования, обеспечивающие защиту от ЧС, к следующей продукции: технические средства мониторинга и прогнозирования ЧС (технические средства защиты от ЧС).
  В соответствии с утвержденными МЧС России планами к разрабатываемому техническому регламенту будут подготовлены следующинормативные документы:
- новая редакция свода правил (СП 11-107-98) «Порядок разработки и состав раздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства». В новой редакции будут отражены требования по проектированию СМИС;
- свод правил «Технические требования к системам мониторинга потенциально опасных объектов», который должен определять требования к включаемым в состав СМИС подсистемам, включая подсистемыmмониторинга природных и техногенных угроз;
- национальный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к системе связи с ЕДДС»;
- национальный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Методы испытаний», в котором должны быть установлены требования методам подтверждения соответствия СМИС нормам технических регламентов;
- свод правил «Порядок проектирования систем связи СМИС и ЕДДС».
  Предусматривается в 2010 г. в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» создание пилотного проекта системы наблюдения и контроля (мониторинга) параметров состояния зданий, сооружений и оборудования потенциально опасных объектов (отрасль, компания, объект).
  Предлагается внести изменения в учебные планы и учебные программы учебных заведений МЧС России, касающиеся использования СМИС на потенциально опасных объектах.
  Нормативная база обеспечения создания, функционирования и эксплуатации систем мониторинга ПОО с учетом планируемых к разработке документов (при условии включения в них требований по созданию СМИС) в целом позволит предупредить или значительно снизить безвозвратные потери населения и материальные потери от ЧС на объектах.