?

Log in

No account? Create an account

Создание СМИС: проектирование и реализация

Опыт создания СМИС

Семинар в области создания СМИС
ded911

Семинар на тему: "Основные требования национальных стандартов РФ ГОСТ Р 22.1.13 – 2013 и ГОСТ Р 22.1.14 – 2013 в области создания СМИС"

18 марта 2014 года с 11.00 до 15.00 УКЦ ГО и ЧС «БАЗИС» проводит семинар на тему: «Основные требования национальных стандартов РФ ГОСТ Р 22.1.13 – 2013 и ГОСТ Р 22.1.14 – 2013 в области создания СМИС».

Национальные стандарты утверждены приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и вводятся в действие в 2014 году.

Стандарты разработаны в целях обеспечения выполнения требований Федерального законодательства в области защиты населения и территории от ЧС, в части создания структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС).

УКЦ ГО и ЧС «БАЗИС», являясь одним из разработчиков вышеназванных национальных стандартов, приглашает принять участие в семинаре: инвесторов (заказчиков) строительства; проектировщиков; строителей; производителей оборудования; специалистов организаций, эксплуатирующих системы мониторинга зданий и сооружений; экспертов в области безопасности, строительства и эксплуатации зданий и сооружений; представителей научных и образовательных учреждений.

В программу семинара включены выступления представителей: МЧС России; Главгосэкспертизы России; Госстройнадзора России; организаций, имеющих богатый опыт создания СМИС на объектах.

В период работы семинара с 11.00 до 15.00 18.03.2014 г. будет организована online трансляция с возможностью участия в webinare по обсуждению рассматриваемых вопросов.

Семинар будет проводиться по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская д. 38, стр. 1 (здание Московской торгово-промышленной палаты).


Прошел обучение в области СМИС
ded911

Курсы подготовки специалистов «Современные методы и технические средства обследования зданий, сооружений и оборудования, проектирование систем мониторинга состояния инженерно- технического обеспечения зданий и сооружений и строительных конструкций»

Дата проведения: 28 - 30 января 2014 года
На курсах рассматривались современные требования по обследованию промышленных и жилых зданий, сооружений и оборудования, трубопроводных систем, защитных сооружений, мониторингу состояния конструкций зданий и сооружений (СМИК) и др.

К чтению лекций были привлечены ведущие специалисты научно-исследовательских, конструкторских организаций, а также экспертных организаций, представители федеральных органов исполнительной власти.

По окончании обучения участникам курсов выдается свидетельство организации имеющей общеобразовательную лицензию установленного образца.
Основные темы курса:

  • Нормативно правовые основы в области обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Современные требования, предъявляемые к проведению обследований зданий и сооружений.

  • Актуальные требования нормативно правовой базы к обследованию и оценке технического состояния ГТС. Мониторинг безопасности ГТС. Порядок разработки проектов мониторинга безопасности и определения критериев безопасности ГТС.

  • Требования нормативно правовой базы к обследованию и оценке технического состояния защитных сооружений. Основы обследования защитных сооружений. Методы и средства оценки. Проверочные расчеты конструкций.

  • Проектирование СМИК. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Разработка компьютерной модели объекта. Математическое обеспечение системы мониторинга и др.




Постановление Администрации городского округа Самара
ded911
Источник http://city.samara.ru/life/novelty/14871

О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций  на территории городского округа Самара

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Перечнем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, ГОСТом Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 28.03.2005 № 65-ст, в целях мониторинга и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, повышения эффективности ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций аварийными службами жилищно-коммунального хозяйства, службами пожарной безопасности, аварийно-спасательными службами и формированиями ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать инвесторам-застройщикам, собственникам, юридическим лицам, осуществляющим оборудование зданий и сооружений (далее - объекты) структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС ) на территории городского округа Самара (далее - лица), в соответствии с требованиями действующего законодательства:
1.1. Обеспечивать информационное сопряжение объектов с автоматизированной системой муниципального казенного учреждения городского округа Самара «Единая дежурно-диспетчерская служба» (далее – ЕДДС) в соответствии с техническими условиями.
1.2. Предусматривать разработку и согласование с Управлением гражданской защиты Администрации городского округа Самара регламентов действий при получении сообщений СМИС (далее - регламент).
1.3. Предусматривать расходы на обеспечение эксплуатации СМИС объекта и каналов связи с ЕДДС.
1.4. Предусматривать выделение площадей на объектах под размещение оборудования СМИС .
2. Управлению гражданской защиты Администрации городского округа Самара:
2.1. При обращении лиц, указанных в пункте 1 настоящего постановления, представлять технические условия на сопряжение СМИС объектов с ЕДДС.
2.2. Осуществлять согласование регламентов, представленных лицами, указанными в пункте 1 настоящего постановления.
3. Утвердить Положение о структурированной системе мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений городского округа Самара и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС городского округа Самара согласно приложению.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы городского округа Самара Ефремова А.Ф.

Глава городского округа Д.И.Азаров


Нормативная база регламентирующая создание СМИС
ded911
Нормативно-правовая база для создания СМИС (черновой вариант)


  • Постановление Правительства Российской федерации от 16 февраля 2008 г №87. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию;

  • ГОСТ Р 22.1.12-2005. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.

  • Постановление правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями).

  • Постановление Правительства РФ от 30.12. 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями и дополнениями).

  • Постановление Правительства Москвы от 06.05.2008 № 375-ПП. О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы.

  • Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Градостроительный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.

  • Закон города Москвы от 07.04.2004 № 21-3М. О мониторинге состояния жилых домов на территории города Москвы.

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12. 2003 № 794. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • Постановление Правительства Москвы от 18.05.2004 № 320-ПП. О мониторинге состояния строительных конструкций большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, строящихся и эксплуатируемых в городе Москве.

  • Постановление Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1058-ПП. Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования. Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве МГСН 4.19-2005.

  • ГОСТ Р 53778-2010. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.

  • СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».

  • ГОСТ Р 22.1.06-99 «Мониторинг и прогнозирование опасных природных процессов. Общие требования».

  • СП 134.13330.2012 "Система электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования"     

Методики и рекомендации:

  • Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений. М.: МЧС России, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2003.

  • Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально-опасных объектах, зданиях и сооружениях. М.: МЧС России, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2003.

  • Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения. М.: МЧС России, 2008.

  • РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.







МЕТОДЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
ded911

РД 31.44.37-89. Ведомственный нормативный документ. Краны портальные морских портов. Контроль состояния металлоконструкций



5.1. Методы неразрушающего контроля, применяемые для выявления дефектов металлоконструкций, и перечень приборов, выпускаемых для этой цели промышленностью, приведены в РД 31.44.20-84 "Методы и средства диагностирования металлоконструкций и деталей перегрузочных машин морских портов. Основные положения". Для условий порта, когда осмотр металлоконструкций осуществляется без демонтажа крана, из числа известных в настоящее время методов и приборов неразрушающего контроля могут быть рекомендованы:

1) для уточнения границ трещины, обнаруженной визуальным осмотром, или для проверки участка поверхности, где подозревается трещина, - капиллярный метод по ГОСТ 23349-84 и ГОСТ 18442-80. При использовании этого метода контролируемый участок должен быть зачищен от краски, что вместе с трудоемкостью метода ограничивает возможности его использования в условиях порта;

2) для поиска трещин - малогабаритные переносные электромагнитные дефектоскопы вихретокового контроля по ГОСТ 24289-80. Приборы, работающие на этом принципе, позволяют осуществить поиск трещины без зачистки краски, если ее наслоения не превышают толщины, указанной в инструкции прибора;

3) для проверки сварных швов и определения остаточной толщины металла, пораженного коррозией, - акустические методы по ГОСТ 20415-82 и ГОСТ 14782-86. Приборы требуют зачистки поверхности от краски.







Классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ
ded911
Приказом Госгортехнадзора России от 17.02.2004 г. № 23 «О реализации постановления Госгортехнадзора России от 06.01.2004 г. «Об утверждении «Методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ» рекомендовано руководствоваться Методическими рекомендациями по классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ - РД 15-630-04.

В результате юридической экспертизы, проведенной Министерством юстиции России, признано, что постановление от 06.01.2004 г. № ПГ-1 «Об утверждении «Методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ» не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 02.02.2004 г. № 07/1089-ЮД).

Утверждено
Постановлением Госгортехнадзора России
От 06.01.2004 г. № ПГ-1

Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ

РД 15-630-04

[Spoiler (click to open)]СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Классификация аварий при транспортировании опасных веществ

3. Классификация инцидентов при транспортировании опасных веществ

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ и Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40.

1.2. Методические рекомендации определяют примерную классификацию аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ в зависимости от степени разрушения (повреждения) сооружений, технических устройств (транспортных средств) применяемых на опасных производственных объектах, использование которой целесообразно при их учете и анализе.

1.3. Методические рекомендации не распространяются на классификацию аварий и инцидентов, произошедших на путях (дорогах) общего пользования.
2. Классификация аварий при транспортировании опасных веществ

2.1. Авариями являются происшествия, в результате которых произошло разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, с также неконтролируемые взрывы и (или) выбросы опасных веществ.

2.2. К авариям относятся:

2.2.1. Взрыв опасного вещества в транспортном средстве независимо от последствий.

2.2.2. Возгорание или высвобождение опасного вещества из транспортного средства, произошедшее при транспортировании или при проведении отдельных технологических операций (погрузочно-разгрузочные работы, временное/транзитное хранение и др.) в результате которого погибли или тяжело травмированы люди.
3. Классификация инцидентов при транспортировании опасных веществ

3.1. Инцидентами являются случаи отказа или повреждения технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, отклонения от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работы на опасных производственных объектах.

3.2. К инцидентам при транспортировании опасных веществ относятся:

3.2.1. Возгорание или высвобождение опасного вещества из транспортного средства при осуществлении транспортирования, или при выполнении отдельных технологических операций (погрузочно-разгрузочные работы, транзитное/временное хранение и др.) на путях (дорогах) не общего пользования из-за нарушения целостности загрузочных емкостей, их рабочего и конструктивного оборудования.

3.2.3. Сход, столкновение, опрокидывание, падение транспортного средства, загруженного опасным грузом, на путях (дорогах) не общего пользования.







Классификация аварий и инцидентов на опасных производственных объектах горнорудной промышленности
ded911

ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ

Утверждены
постановлением
Госгортехнадзора России
от 11.08.2000 № 45

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ ГОРНОРУДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

РД 06-376-00

Москва

ПИО ОБТ

2001

Содержание

Настоящие Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах горнорудной промышленности и подземного строительства разработаны на основании положений Федеральных законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений", Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 № 40, Инструкции о порядке технического расследования и учета утрат взрывчатых материалов в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 18.06.97 № 21, а также с учетом Положения о Госгортехнадзоре России.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с планом работы Федерального горного и промышленного надзора России в 2000 г. на основании примерного перечня аварий по отраслям (направлениям) надзора (приложение 4 к Положению о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах) и предназначены для предприятий и организаций, ведущих горные работы, подконтрольных Госгортехнадзору России, работников территориальных органов Госгортехнадзора России. В них приведены классификационные признаки инцидента и аварии.

[Spoiler (click to open)]

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Понятия "авария", "инцидент" определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Аварии, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классифицируются в соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1094.

Учет и расследование аварий и инцидентов осуществляются в соответствии с требованиями Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 № 40, Инструкции о порядке технического расследования и учета утрат взрывчатых материалов в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 18.06.97 № 21.

Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах горнорудной промышленности и подземного строительства выполнены на основании примерного перечня видов аварий по отраслям (направлениям) надзора (приложение 4 к Положению порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах) и определений, приведенных в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (глава 1, статья 1).

Основанием отнесения событий к аварии и инциденту служит размер ущерба, причиненный происшествием предприятию, и выражается в длительности простоя оборудования (участка, предприятия). Так, к авариям следует относить разрушения сооружений (технических устройств), включая разрушения крепи горных выработок, сдвижения земной поверхности, подвижки бортов карьеров, вызванные техногенными факторами и нарушениями принятой технологии работ и приведшие к приостановке работ, объекта (участка) на срок более суток. В случае происшествия указанных событий, приведших к приостановке работ на срок менее суток, но сопровождающихся несчастными случаями, их следует квалифицировать как аварии.

Инцидент характеризуется продолжительностью простоя объекта (участка) сроком менее суток, отсутствием разрушений зданий, технических устройств и несчастных случаев. К инцидентам следует относить разрушение (повреждение) деталей и узлов технических устройств, отклонение от режима технологических процессов, нарушение требований нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ. Это локальные возгорания, не приведшие к выводу людей из горных выработок на поверхность, случаи отказов зарядов при ведении массовых взрывов, нарушения в работе гидротехнических сооружений горнодобывающих предприятий, частичное нарушение конструкций зданий и сооружений, не оказавшее влияния на их общую устойчивость.

Для оказания помощи в правильной идентификации аварий и инцидентов настоящие Методические указания содержат перечни основных аварий и инцидентов, характерных для предприятий горнорудной и нерудной промышленности и объектов строительства подземных сооружений.

Если происшествие содержит признаки аварии и инцидента, следует преимущественными считать признаки аварии. В таких случаях происшествие относится к категории аварий.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ

Авария* - разрушение подземных выработок различного назначения, трубопроводов, технологических коммуникаций, зданий, сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выбросы опасных веществ, пожары, обрушения горной массы и другие нарушения жизненного цикла производственных процессов, вызвавшие приостановку эксплуатации опасного производственного объекта.

* Расширенное толкование термина "авария" дано в связи со спецификой эксплуатации опасных производственных объектов на горнодобывающих предприятиях

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Опасный производственный объект - объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Взрывчатые материалы промышленного назначения (ВМ) - общее наименование предназначенных к применению (использованию) в промышленных условиях взрывчатых веществ и прострелочно-взрывной аппаратуры.

Утрата ВМ - общее наименование случаев хищений, разбрасывания и потерь взрывчатых материалов.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ АВАРИЙ

1. Разрушение стволов, тоннелей, подземных сооружений гражданского и хозяйственного назначения, горных выработок различного назначения, а также поверхностных объектов в пределах горного отвода вследствие происшедших горных ударов и геодинамических проявлений техногенного или природного характера.

2. Потопление драг, земснарядов, плавучих насосных станций.

3. Эндогенные пожары, в том числе рецидивы эндогенных пожаров (независимо от последствий и длительности простоя производства).

4. Взрывы, вспышки, горения газа и пыли в подземных выработках.

5. Прорывы газа из горящих участков, внезапное выделение газов из горных пород, подземных складов, хранилищ различного назначения.

6. Взрывы и пожары на складах взрывчатых материалов (ВМ) и в других местах их хранения, а также на транспортных средствах, перевозящих ВМ.

7. Взрывы в надшахтных зданиях и производственных сооружениях, расположенных в пределах горного (земельного) отвода.

8. Несанкционированные взрывы ВМ в местах ведения взрывных работ, в том числе при ликвидации невзорвавшихся зарядов, приведшие к случаям травмирования.

9. Пожары и возгорания материалов, технологического оборудования, кабелей, крепи, конвейерных лент в карьерах, подземных горных выработках, на объектах строительства подземных сооружений.

10. Пожары в надшахтных зданиях и производственных сооружениях в пределах горного (земельного) отвода.

11. Обрушения горной массы при строительстве тоннелей, подземных сооружений различного назначения, вертикальных и наклонных стволов шахт, приведшие к приостановлению строительства на срок более суток или к случаям травмирования.

12. Разрушение крепи и армировки эксплуатируемых вертикальных и наклонных стволов шахт.

13. Разрушения крепи и армировки, обрушения горной массы в главных откаточных и вентиляционных выработках, приведшие к приостановке работ на срок более суток либо к случаям травмирования.

14. Разрушения предохранительных целиков.

15. Разрушения зданий и сооружений, включая инженерные коммуникации, вызванные провалами и сдвижениями земной поверхности вследствие влияния горных работ и строительства подземных сооружений.

16. Разрушения (повреждения) трубопроводов, кабельных линий, линий электропередачи, расположенных в пределах горного (земельного) отвода, повлекшие остановку производственных процессов на срок более суток.

17. Прорывы воды или обводненной горной массы в подземные и открытые горные выработки, затопление (заиловка) мест производства работ (горизонтов) и оборудования, вызвавшие приостановку работ на срок более суток либо приведшие к случаям травмирования.

18. Затопление заглубленных пульпонасосных станций и насосных отделений обогатительных фабрик.

19. Внезапные (несанкционированные) прекращения (нарушения) подачи электроэнергии, вызвавшие остановку вентиляторных установок главного проветривания на срок, превышающий разрешенный правилами безопасности, центрального водоотлива, компрессорных и подъемных установок, участков открытых горных работ и объектов строительства подземных сооружений на срок более суток либо приведшие к случаям травмирования.

20. Прорывы дамб (плотин) - накопителей жидких отходов (шламо- и хвостохранилищ) с выбросом воды и шламов.

21. Осадки и смещения ограждающих дамб, плотин и прилегающих к ним участков, вызвавшие приостановку процесса складирования жидких промышленных отходов.

22. Разрушение узлов и деталей вентиляторных установок главного проветривания, приведшее к их остановке на срок, превышающий разрешенный правилами безопасности (вызвавший вывод людей из горных выработок на поверхность).

23. Разрушение узлов и деталей, приведшее к остановке работы грузовых, грузолюдских подъемных установок на срок более суток либо к случаям травмирования.

24. Разрушение основных узлов и элементов экскаваторов всех типов в пределах горного (земельного) отвода, приведшее к их остановке на срок более суток либо к случаям травмирования.

25. Разрушение узлов и конструкций драг, земснарядов, плавучих насосных станций, приведшее к остановке работ на срок более суток либо к случаям травмирования.

26. Оползни и обрушения бортов карьеров и отвалов.

27. Столкновения подвижных составов и технологического транспорта на подземных и открытых работах в пределах горного отвода, в гаражах и электровозных депо.

28. Падение с бортов, уступов карьеров и отвалов технологического транспорта (оборудования).

29. Разрушение узлов и деталей основного технологического оборудования на обогатительных, агломерационных (окомковательных), дробильно-сортировочных фабриках и установках, приведшее к остановке всего комплекса на срок

более суток либо к случаям травмирования.

30. Взрывы пыли и пожары на обогатительных, агломерационных (окомковательных), дробильно-сортировочных фабриках и установках.

31. Обрывы канатов подъемных машин.

32. Падение в стволы и вертикальные выработки технологического оборудования, механизмов, материалов.

33. Повреждения железнодорожных путей главных направлений, приведшие к приостановке работы подвижного состава на открытых и подземных горных работах на срок более суток.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНЦИДЕНТОВ

1. Нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

2. Обрушения горной массы, разрушения крепи и армировки в откаточных, вентиляционных, очистных и подготовительных горных выработках, приведшие к приостановке работ на срок более смены.

3. Пожары и возгорания в подземных горных выработках, не приведшие к выводу людей на поверхность либо к случаям травмирования.

4. Утрата взрывчатых материалов промышленного назначения.

5. Выгорание взрывчатых веществ, не вызвавшее взрыва или пожара.

6. Несанкционированные взрывы ВМ в местах ведения взрывных работ, не приведшие к случаям травмирования.

7. Отказ зарядов при проведении массовых взрывов.

8. Применение на взрывных работах немаркированных капсюлей-детонаторов, электродетонаторов и других изделий с ВМ.

9. Частичное нарушение конструкции зданий, сооружений и действующих инженерных коммуникаций, не оказавшее влияние на их устойчивость, вызванное горными работами и строительством подземных сооружений.

10. Прорывы воды или обводненной горной массы в подземные и открытые горные выработки, затопление (заиловка) мест производства работ и оборудования, вызвавшие приостановку работ на срок более смены и не приведшие к случаям травмирования.

11. Замораживание отдельных участков пульповодов и водоводов.

12. Забивание посторонними предметами (заилование) водосбросных сооружений хвостохранилищ и шламохранилищ, приведшее к приостановке производственного процесса.

13. Прорыв напорных пульповодов и водоводов с растеканием пульпы (воды) и затоплением прилегающей территории.

14. Внезапное (несанкционированное) прекращение подачи энергоносителей вследствие повреждения оборудования, кабельных линий, трубопроводов, не приведшее на подземных горных работах к выводу людей на поверхность.

15. Нарушение целостности дамб (плотин), хвостохранилищ без выброса воды и шламов.

16. Разрушение (повреждение) деталей и узлов грузовых и грузолюдских подъемных установок, не приведшее к нарушениям технологического цикла.

17. Разрушение узлов и деталей участковых вентиляторных установок, центральных водоотливов, компрессорных установок, приведшее к их остановке.

18. Разрушение узлов и деталей экскаваторов, буровых станков, подвижного и локомотивного состава электровозной откатки, самоходного автотранспорта на подземных горных работах, драг, земснарядов, компрессоров в пределах горного отвода, основного технологического оборудования на обогатительных, агломерационных (окомковательных), дробильно-сортировочных фабриках и установках, повлекшее их временную остановку на срок более смены и не вызвавшее случаи травмирования.

19. Нарушение технологических процессов, остановка работы оборудования, участков, цехов, машин, механизмов, которые могут привести к развитию аварий с тяжелыми последствиями.







Предотвращение аварий зданий и сооружений
ded911
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА
ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ,
ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ И УНИКАЛЬНЫХ ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ
Панов Игорь Валентинович
Ведущий научный сотрудник ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт
по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях» (ФЦ), г. Москва,
кандидат военных наук

[Spoiler (click to open)]Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет основные принципы защиты населения и территорий от ЧС (ст.7). В документе установлено, что: мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС
проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС.
C целью правового и технического регулирования проведения мероприятий по организации комплексной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на критически-важных и (или) опасных объектах разработан национальный стандарт ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». Настоящий стандарт устанавливает: категории объектов, подлежащих оснащению СМИС; основные требования к построению СМИС; перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов; порядок информационного сопряжения данных от СМИС с ЕДДС города, района; порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
Разработаны также:
- методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально-опасных объектах (ПОО), зданиях и сооружениях;
- методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений;
- методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения и требования.

  Объектами контроля СМИС, а в ряде случаев и управления, являются технологические процессы, подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование, водоснабжение и канализация, электроснабжение, газоснабжение, инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта, лифтовое оборудование, система оповещения, системы охранной сигнализации и видеонаблюдения, системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически-опасных веществ, биологически-опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций
газовоздушных смесей и др., а также инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.
Номенклатура технического обеспечения СМИС включает:
1) техническое обеспечение ЕДДС муниципального образования:
1.1 сервер и АРМы ЕДДС;
1.2 комплекс средств связи СМИС ЕДДС;
2) техническое обеспечение СМИС объекта:
2.1 техническое обеспечение подсистемы мониторинга:
2.1.1 сервер информационного взаимодействия СМИС объекта и ЕДДС;
2.1.2 сервер интеграции СМИС объекта и систем жизнеобеспечения, безопасности объекта;
2.2 техническое обеспечение подсистемы СМИК объекта:
2.2.1 сервер и АРМ СМИК;
2.2.2 сеть сбора и передачи информации:
2.2.2.1 серверы локальных контроллеров;
2.2.2.2 локальные контроллеры;
2.2.2.3 измерительные пункты с датчиками контроля изменения состояния несущих конструкций:
- акселерометры;
- инклинометры;
- датчики измерения деформаций;
2.2.2.4 сетевое оборудование СМИК;
2.3 комплекс средств связи СМИС объекта и ЕДДС;
2.4 оборудование автоматической рассылки SMS сообщений.

  Для обеспечения требований надежности технического обеспечения систем мониторинга:
- используются сертифицированные промышленные компьютеры, контроллеры, датчики;
- данные мониторинга одновременно пишутся и сохраняются на нескольких дисках;
- наиболее ответственные элементы технического обеспечения систем мониторинга включаются в состав ЗИП.

  На всех анализируемых системах мониторинга для обеспечения информационного взаимодействия СМИС объекта – ЕДДС используется Программный комплекс информационного взаимодействия СМИС (ПК ИВ СМИС), входящий в состав программно-технического комплекса СМИС/СМИК (ПТК СМИС/СМИК).
  СМИК объектов оснащаются программными комплексами отечественной разработки.
  На всех объектах мониторинга используется единая система классификации и кодирования МЧС России. Все объектовые системы мониторинга сопрягаются с ЕДДС (ЕСОДУ) по технологии частных корпоративных сетей (VPN) с использованием для передачи информации стека протоколов TCP/IP.
  Следует отметить, что в настоящее время, по разработанной МЧС России технологии, и в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 разработано уже более 100 проектов СМИС, которые в ближайшее время будут воплощены в виде действующих систем, работающих в рамках единой дежурно-диспетчерской службы.
  В настоящее время спроектированы и реализованы по разработанной под руководством МЧС России технологии создания СМИС (в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12-2005), а именно:
- система мониторинга состояния инженерно-технических, несущих конструкций (СМИК) Дворца спорта «Мегаспорт», г.Москва
(2007-2009 гг.);
- СМИС РТС Чертаново; тоннельного комплекса Лефортово;
- автоматизированная система мониторинга деформационного состояния конструкций административного здания с офисными зданиями и подземным паркингом на земельном участке, г.Санкт-Петербург (2008-2009 гг.);
- СМИС, СМИК Комплекса зданий и сооружений морского пассажирского терминала, г.Санкт-Петербург (2009 г.);
- СМИС промышленного комплекса ОАО «КУЙБЫШЕВАЗОТ» (2009 г.).
  В ходе эксплуатации указанные системы в режиме реального времени автоматически осуществляют передачу предупреждающих сообщений на основе данных мониторинга параметров состояния зданий и сооружений, оборудования систем жизнеобеспечения и безопасности, а также от систем оповещения о пожаре, химической опасности, загазованности и др.
  Функционирование систем мониторинга состояния зданий и сооружений и оборудования потенциально опасных объектов осуществляется независимо от служб эксплуатации. Получателями информации СМИС, СМИК, ЕСМ КВ и ПОО явля-
ются дежурно-диспетчерские службы объектов мониторинга и пунктов ЕДДС (ЕСОДУ) – органы муниципального и объектового уровня РСЧС. При этом автоматически регистрируются в базах данных объекта и ЕДДС инциденты, происходящие с объектами и на объектах.
  На рассмотренных объектах автоматически осуществляется периодический контроль работоспособности оборудования систем мониторинга и дееспособности дежурного персонала объекта. При выявлении нарушений осуществляется автоматическое ин-
формирование ЕДДС муниципального образования, руководящего состава объекта. Ряд систем мониторинга кроме передачи текстовых сообщений обеспечивают передачу видео с места нарушения в режиме реального времени.
  Действия органов муниципального и объектового уровня РСЧС, их взаимодействие при получении сообщений от объектовых систем мониторинга регламентируются согласованными документами (регламентами).
  В случае поступления от систем мониторинга объекта предупредительной информации, свидетельствующей о возможности развития чрезвычайной ситуации, регламентами предусмотрено проведение эвакуационных мероприятий.
  В случае поступления от систем мониторинга объекта предупредительной информации, свидетельствующей о нарушении нормальной эксплуатации, предаварийном изменении состояния инженерно-технических, несущих конструкций, регламентами предусматривается проведение соответствующих мероприятий по устранению причин нарушений и/или обследованию конструкций с выдачей заключений о их техническом состоянии и предложений по их усилению.
  За анализируемый период времени по данным, полученным от рассмотренных систем на объектах мониторинга, чрезвычайных ситуаций не произошло, аварий инженерных систем и пожаров, нарушений режима доступа не зарегистрировано. Регистрировались сообщения о нарушении работоспособности систем жизнеобеспечения и безопасности при проведении регламентных работ.
  Обслуживающий персонал объектов мониторинга прошел обучение по пользованию системами мониторинга с принятием зачета. Часть персонала прошла обучение по программе дополнительного профессионального образования «Системы безопасности и жизнеобеспечения. Структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами критически важных для национальной безопасности и потенциально опасных объектов, зданий и сооружений», утвержденной в МЧС России.
  Для обеспечения связи объектовых систем мониторинга и ЕДДС муниципального образования при реализации технических условий сопряжения в различных регионах привлекаются от одного до четырех операторов связи.

  Вместе с тем принятие действующей редакции Градостроительного кодекса РФ существенно сузило круг объектов, для которых необходима разработка ИТМ ГОЧС как отдельного раздела (в соответствии с частями 12 и 14 ст.48). Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна содержать проектная документация? лишь объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных ус-
тановок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, особо опасных, nехнически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности. При этом объекты, не относящиеся к указанным категориям, но обладающие высокой культурной, научной ценностью (как например, Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека им.В.И.Ленина и т.д.), расположенные на территории или в непосредственной близости объектов историко-культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и объектов или оказывающие на них
влияние, являющие собой места массового скопления людей, также нуждаются в разработке соответствующих инженерно-технических мероприятий, в том числе и создании СМИС.
  Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой разработка мероприятий по предупреждению ЧС в составе проектной документации критически важных для национальной безопасности объектов и потенциально опасных объектов осуществляется практически в добровольном порядке. Указанное положение дел приводит к тому, что объекты, представляющие потенциальную опасность для населения и территорий РФ, проектируются без учета требований по предупреждению ЧС, что способствует повышению риска возникновения ЧС.
  Таким образом, существующая нормативная база не в полной мере соответствует современным требованиям, предъявляемым к системам мониторинга ПОО, и требует дальнейшего развития.
  В 2010 г. планируется утвердить подготовленный МЧС России проект федерального закона (технический регламент) «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Технический регламент, в частности, установит обязательные для исполнения требования, обеспечивающие защиту от ЧС, к следующей продукции: технические средства мониторинга и прогнозирования ЧС (технические средства защиты от ЧС).
  В соответствии с утвержденными МЧС России планами к разрабатываемому техническому регламенту будут подготовлены следующинормативные документы:
- новая редакция свода правил (СП 11-107-98) «Порядок разработки и состав раздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства». В новой редакции будут отражены требования по проектированию СМИС;
- свод правил «Технические требования к системам мониторинга потенциально опасных объектов», который должен определять требования к включаемым в состав СМИС подсистемам, включая подсистемыmмониторинга природных и техногенных угроз;
- национальный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к системе связи с ЕДДС»;
- национальный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Методы испытаний», в котором должны быть установлены требования методам подтверждения соответствия СМИС нормам технических регламентов;
- свод правил «Порядок проектирования систем связи СМИС и ЕДДС».
  Предусматривается в 2010 г. в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» создание пилотного проекта системы наблюдения и контроля (мониторинга) параметров состояния зданий, сооружений и оборудования потенциально опасных объектов (отрасль, компания, объект).
  Предлагается внести изменения в учебные планы и учебные программы учебных заведений МЧС России, касающиеся использования СМИС на потенциально опасных объектах.
  Нормативная база обеспечения создания, функционирования и эксплуатации систем мониторинга ПОО с учетом планируемых к разработке документов (при условии включения в них требований по созданию СМИС) в целом позволит предупредить или значительно снизить безвозвратные потери населения и материальные потери от ЧС на объектах.

Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 375-ПП
ded911
gerb

Правительство Москвы


Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 375-ПП "О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы"


Read more...Collapse )

Технические условия на подключение СМИС Объекта к ОПУ РСЧС
ded911
Нашел на сайте 16.mchs.gov.ru/law/?SECTION_ID=946 следующий интересный документ:

Приложение

«УТВЕРЖДАЮ»

<Должность руководителя и наименование органа повседневного управления РСЧС>

___________________________________

___________________________________

М.П.

«_____»_______________20__ г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

НА ПОДКЛЮЧЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (СМИС)

ОБЪЕКТА <наименование объекта> К <наименование органа повседневного управления РСЧС>


Read more...Collapse )